Алмаз Батилов: «Восстание 1916 года в Киргизии надо изучать на строго научной основе!»
Известный аналитик, комментатор Первого информационного радио Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики (г. Бишкек) Алмаз Батилов считает, что говорить о трагических событиях 1916 года должны не политики, а историки:
- 1916 год — это трагические события, которым нужно дать историческую оценку. Общество ждет этой оценки, оно хочет знать как все было на самом деле. У нас государство подчеркивает, что не виноваты ни Советская Россия, ни современная Россия, ни русские люди. Есть важная проблема — до сих пор останки многих людей, погибших тогда на перевалах, остаются незахороненными. Мы должны их захоронить, поставить памятные знаки, должны исследовать события того времени.
Почему произошли трагические события в период первой мировой войны?
Царское правительство действовало очень жестко и даже жестоко по отношению к своим подданным. У большинства людей тогда были отняты земли — и это тоже сыграло свою роль. А с началом войны на население непосильным бременем легли налоги. Здесь было сращивание царской администрации и местной администрации, преследовавших свои интересы. Не было и никакой разъяснительной работы среди населения, что тоже сказалось.
В итоге случился великий исход через перевалы, который принес большие жертвы. Я общался с очевидцами тех событий — и слушать их без слез было невозможно! В Киргизии очень благодарны Керенскому, который в Государственной Думе обнародовал эти факты. А Советская власть, напомню, приняла декрет о возвращении людей на родину. И нужно сказать, что именно большевики репрессивными мерами привели в чувство зарвавшихся кулаков. Так это сделал, например, эскадрон Петрова.
Нам нужна именно историческая оценка. С момента указа президента Атамбаева научные сотрудники совместно работают, чтобы осветить те события именно в академическом плане. Так же ведет себя у нас и радио: передачи рассказывают об истории, приводятся воспоминания людей. Наверное, многим известно творчество художника Чуйкова. Так вот, он, оказывается, написал 10 картин о великом исходе. Сейчас они находятся на реставрации. Интерес к теме очень большой.
Хочу сказать, что никаких компенсаций от России никто не требовал и не собирается требовать — люди ждут именно оценки в историческом плане. Киргизия и Россия живут в союзе; не наша вина, что распался Советский Союз, что вовремя не была дана трезвая оценка этим событиям. Кстати, это было большой ошибкой президента Акаева, который вовремя не смог дать оценку событиям, которые так волнуют наш народ.
Историки должны всесторонне исследовать тему.
Нужно изучать документы в российских и китайских архивах, где есть немало интересного. Сейчас некоторые исследователи говорят о зверствах дунган, о том, что, возможно, сыграли свою роль и наркоторговцы. Опий представлял большую ценность и вполне можно допустить влияние и этого фактора, но надо все тщательно изучить.
К сожалению, нельзя не отметить тот печальный факт, что часто тема становится предметом некомпетентного обсуждения, к тому же имеющего излишнюю эмоциональную окраску. Особенно тревожит, что суждения по этой теме начинаются выноситься в СМИ, которые в погоне за сенсациями публикуют однобокие точки зрения, без анализа и привлечения мнения серьёзных исследователей.
В ряде случаев мы видим, что в роли так называемых «учёных» выступают люди, которые даже не знают кыргызского языка, что приводит к неверному переводу ими терминов, ошибочным толкованиям высказываний деятелей прошлого или полной нелепице.
Аудитория таких СМИ в результате получает искажённую информацию, да ещё и с откровенно негативной оценкой. Вряд ли от этого те трагические события будут осмыслены в полной мере, с пониманием причин и последствий. Вряд ли от этого союзнические и партнёрские отношения России и Кыргызстана получат стимул для дальнейшего развития.
Что можно предложить в качестве выхода из этой ситуации?
Открытость исторических материалов, привлечение дополнительных архивных источников и их дальнейшее академическое изучение специалистами. Архивные материалы позволяют иначе смотреть как на причины восстания 1916 года, так и на сам его ход. Например, нередко говорится о злоупотреблениях администрации и протесте против них кыргызского населения — но нельзя не сказать и о том, что недовольство простых жителей вызывала и позиция некоторых представителей местной элиты, по сути кооперировавшихся с царской администрацией. То есть мы видим очень сильный социальный мотив восстания 1916 года.
И не случайно в архивных материалах неоднократно отмечены факты, когда кыргызы отказывались выступать против русских поселенцев и даже оказывали им помощь.
Поэтому надо активно изучать восстание 1916 года, но изучать на строго научной основе. Заниматься этим должны специалисты, которые знают языки, понимают национальные особенности, умеют критически рассматривать исторические источники, могут вовлекать в научный оборот новые архивные материалы. Понимание сути тех трагических для наших народов событий — в работе в архивах и кабинетах исследователей, в залах научных конференций, а не в хлёстких заголовках газет (особенно не всегда разборчивых в подаче публикаций) и уж тем более не в выкриках на площадях и улицах.
Я уверен, что когда историческая оценка событий 1916 года будет дана, общество успокоится. День скорби будет отмечаться каждый год, но у общества, наконец, появится подлинное знание.
Наша сила — в открытости и диалоге учёных, деятелей культуры и общественности России и Кыргызстана; мы настроены на изучение и понимание прошлого, а не использование его во имя сиюминутных политических игр.
Просмотров : 468 Комментариев: 0
Автор: Владимир Кузменкин
Дата публикации : 28 июля 2016 10:24
Источник: The world and we
Пол Крэйг Робертс: Трамп и Зеленский загнали Путина в угол?
Да конечно вы правы мущщина с невозможновыговорить именем. Ну прямо кэптен Очевидность... Главное - моск не перегреть в пятницу.
Андрей
Пол Крэйг Робертс: Трамп и Зеленский загнали Путина в угол?
Ты правдоруб и ты дрюня -оба не правы. Все в процессе. Цыплят сосчитаем осенью.
Добрыймен Непутатьсдоберманом
Пол Крэйг Робертс: Трамп и Зеленский загнали Путина в угол?
Так ведь статья не совсем об этом. Вернее - совсем не об этом. Не надо свои мысли и хотелки экстраполировать и приписывать Полу Робертсу. Как-то та
Андрей
Пол Крэйг Робертс: Трамп и Зеленский загнали Путина в угол?
только один вопрос к этому полу крэйгу робертсу (Боже! что за собачьи имена?..): теперь ты понял, что весь твой возможный ум стёк по ноге твоего от
правдоруб
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
он однозначно сумасшедший, если действительно верит во весь этот бред. ему нужно лечение. тут даже комментировать нечего. какие-нибудь хикикимори,
правдоруб
Идея Международного уголовного суда потерпела крах. Что дальше?
Идея может и умерла - а вот сербов по прежнему в тюрьмах гноят...
Валерий
Идея Международного уголовного суда потерпела крах. Что дальше?
Простенько, ни о чем.
Алексей
Идея Международного уголовного суда потерпела крах. Что дальше?
а о чём с пи...и говорить. вон америкосы им популярно оъяснили- кто в доме хозяин.
федя
Минские соглашения – 10 лет спустя
Минск 1 и Минск 2 показали проф. непригодность руководства Кремля и Минска. Это надо же додуматься, сдать в оккупацию НАТО южнорусские земли. Прош
ярусский
Изменение внешней политики США от лжи к правде, от войны к миру
Да,да,да! Все хищники станут белыми, пушистыми и будут питаться исключительно травкой. Про волка в овечьей шкуре вспомните. Это сущность товарища Т
Vic
Изменение внешней политики США от лжи к правде, от войны к миру
Угу..зашел, что бы только написать поганый коммент. Не с той ноги с утра встал?
Багара
Изменение внешней политики США от лжи к правде, от войны к миру
Даже не стал читать. Для кого эти сказки?
Ал
Зеленский решил уничтожить молодёжь Украины
Если эта молодежь оказалась упоротой с нацистским мышлением и желанием умереть за фашистские идеалы,- то зачем тогда ее сохранять? Утилизация будущ
Алексей
Зеленский решил уничтожить молодёжь Украины
А кое кто активно это делает у нас....оформляя на контракт ...не прошедших срочную службу.....
Игорь
Днепр становится болотом и уничтожает Чёрное море
Ну чо, лучше то стало?
Андрий
Запад запугивает себя российской военной машиной
Ищите кому выгодно. Под шумок об могуществе российской армии, об агрессивных планах захвата всей Европы можно перевести на счета американских банк
Геннадий
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Конченный негодяй и нацист. Ну я думаю Англия быстрей загнётся от голода чем Россия, учитывая наши и их территории и природные богатства. Стравлив
Сергей
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Выступление господина Уоллеса показывает, как быстро джентльмены Британского рейха теряют свое достоинство в результате долгого общения с бандеро
Галина
Парадоксы российских ударов по тыловым объектам Украины
Война рано или поздно закончится. Россия и Украина будут зализывать раны войны. Россия и Украина ходят по золоту. Уровень жизни простых укр
Остановите войну!
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Британское руководство своими действиями, прямыми и скрытными и своими высказываниями последних лет заслужили высшую меру для всего млядского остро
Феликс
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Подождём, когда он и его коллеги из западного цеха удавятся от несостоявшихся мечт всей их жизни, обломавшись об Россию. Россия не стоит на месте,
Макс Накас
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Бездарь! Россия при Путине стала и больше и сильнее!
Эд
Зеленский ускоренно изводит украинскую нацию под корень
Это какой-то злой рок. Два соседа уничтожают друг друга. Эта война, со стороны трезвых стран, вызывает удивление, как такое возможно. Обоим странам
Это дикая война
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
да, да, "очень здравый" взгляд пациента из клиники "1984".
Stalin
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
да, да, "очень здравый" взгляд пациента из клиники "1984". П.С. ваша заявка удовлетворена, санитары уже выехали
Stalin
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
да, да, "очень здравый" взгляд пациента из клиники "1984". П.С. ваша заявка удовлетворена, санитары уже выехали
Stalin
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Без ядерного прижигания, сначала небольшого, эти дебилы не становятся...Так лучше самим управлять процессом...
Валерий
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Радвам се, че има такива изроди, които да предизвикват отвращение към англичаните.
ogpe
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Я считаю Владимира Владимировича своим президентом и поддерживаю его полностью. А любому кто рискнет на него рот раскрыть, порву!
Andrey
Бен Уоллес: «Мы должны посадить Россию в тюрьму и возвести высокие стены»
Пусть рискнет. Сам сдохнет первым. Что же за ублюдков нарожала земля аглицкая?
Гость